Регата «Морское перо 2017»

С самого раннего утра 27 мая 2017 года в Севастопольском яхт-клубе «Царская пристань» отмечалась повышенная активность – к воротам непрерывно подъезжали машины, выгружая новых посетителей, а в акватории Южной бухты было тесно от подходящих яхт, которые швартовались лагом по пять и более корпусов. Вся эта суматоха объяснялась тем, что сегодня в акватории Севастополя и прилегающей акватории проводилась регата журналистов «Морское перо», организуемая яхт-клубом «Царская пристань» и Федерацией парусного спорта Севастополя. Основной целью проведения этого ежегодного мероприятия является популяризация парусного спорта, вовлечение молодежи в активные занятия парусным спортом, а также привлечение интереса к Севастополю и Крыму как перспективному курортному, туристическому и спортивному региону.

К 10 часам утра у столика администрации яхт-клуба выстроилась очередь из прибывающих участников регаты и представителей средств массовой информации, которые спешили зарегистрироваться и уточнить, на какой лодке им сегодня предстоит выйти в море, а также получить форменные кепки и футболки с эмблемами регаты, специально подготовленные для идентификации реальных участников регаты от остальных гостей.

Регата Морское перо 2017

На причале в яхт-клубе «Царская пристань»

(представители Русско-испанского яхтенного клуба
Максим Тхуго и Михаил Семенов)

Нам (Максиму Тхуго и Михаилу Семенову, представлявшим на регате Русско-испанский яхтенный клуб и его электронный журнал) повезло. Мы вошли в состав экипажа 33-футовой яхты «Айя», включавший Валерия Зубкова (капитан яхты, президент Федерации парусного спорта Севастополя), Александра Болдырева, Александра Фоменко, Владимира Щеголькова, Алексея Тимошина и Дмитрия Миронова. Экипаж очень радушно принял новых членов команды, поэтому мы легко влились в коллектив и работу по управлению лодкой. Я уже был знаком с капитаном и наслышан об успехах его легендарной яхты. Теперь представилась возможность лично убедиться в правдивости этой информации.


Регата Морское перо 2017

Экипаж яхты «Айя» готов к старту


Регата Морское перо 2017

Экипаж яхты «Айя»


В яхт-клубе витала атмосфера приятной суеты подготовки к долгожданному морскому походу, оттеняемая сладким благоуханием распустившихся в Крыму каштанов, акаций и других цветущих деревьев.

Всего для участия в регате зарегистрировалось 24 яхты, которые с учетом их класса были разделены на шесть групп. Кроме штатных экипажей на борту лодок предполагалось нахождение более 60 представителей средств массовой информации из Севастополя, Ялты, Симферополя, Феодосии и Москвы, представлявших 11 печатных изданий, 7 телевизионных каналов и 5 интернет изданий.

Было приятно наблюдать хорошую подготовку и организацию мероприятия, в которое вовлечены десятки людей из совершенно разных социальных и возрастных групп, от бывших военных, привыкших к дисциплине, до корреспондентов, отличающихся независимым поведением. Территория марины сияла идеальной чистой, несмотря на ведущиеся работы по достройке офисного здания клуба, а прибывающие участники сразу попадали в заботливые руки администрации.

На центральной площадке клуба стояло заблаговременно выстроенное каре из стульев для рассадки гостей и проведения церемонии официального открытия регаты. Большинство мест уже было занято либо гостями, либо их вещами, поскольку все хотели оказаться в центре событий и попасть, если повезет, в репортажи ведущих телевизионных каналов.

Духовой оркестр Военно-морского института играл марши, ласкающие слух ностальгирующих мореманов. Симпатичный конферансье, в черном смокинге с бабочкой, через радиомикрофон, усиливающий его бархатный голос динамиками, комментировал происходящее и вводил участников в курс предстоящего мероприятия. Туда-сюда с места на место перебегали группы корреспондентов с микрофонами и камерами, выхватывая из толпы известных людей, чтобы взять у них интервью.


Регата Морское перо 2017

Яхты продолжают прибывать в «Царскую пристань»


Регата Морское перо 2017

Оркестр Военно-морского института



Андрей Вигриянов, директор яхт-клуба «Царская пристань», отдавал последние распоряжения и организовывал рассадку по лодкам все продолжающих прибывать корреспондентов. А несколько групп телевизионных каналов стояли в очереди, чтобы включить в свои репортажи интервью с идейным вдохновителем регаты.

Регата Морское перо 2017

Директор яхт-клуба «Царская пристань» Андрей Вигриянов дает интервью


Регата Морское перо 2017

Церемония открытия регаты. Выступает Валерий Зубков, президент Федерации парусного спорта Севастополя, капитан яхты «Айя»


Регата Морское перо 2017

Участники регаты


Церемония открытия началась с исполнения мелодии песни «Севастополь», с первыми нотами которой все присутствующие не сговариваясь встали и замерли по стойке «смирно». У жителей города-героя очень высокие патриотические чувства и эта песня, ставшая гимном, в современных условиях воспринимается по-особенному. Прозвучали приветственные слова руководителя яхт-клуба «Царская пристань» и почетных гостей, призывающих к честной, но бескомпромиссной борьбе в ходе состязаний. Даны последние указания по проведению соревнований.

Наконец, все организационные вопросы решены, звучит команда загружаться на яхты и выходить в море. Капитаны, завершив рассадку и экспресс инструктаж новых членов экипажей о том, чего на лодке делать не следует, последовательно отводят от пирса свои суда. По всей длине Южной бухты вытягивается вереница яхт, направляющихся в район старта.

Стартовая линия располагалась между судейским судном и видной ото всюду стелой, символизирующей штык и парус. Далее яхтам надлежало идти вдоль побережья мимо Херсонесского маяка и мыса Фиолент до входа в Балаклавскую бухту. Общая протяженность дистанции составляла 18 миль.

Поскольку до старта оставалось еще достаточно времени, флотилия рассредоточилась по Севастопольской бухте. Яхты маневрировали, постоянно меняя галсы, отрабатывая в очередной раз слаженность команд. Вся акватория была усыпана десятками парусов всевозможных размеров и раскраски. По тому, как экипажи сближающихся яхт приветствуют друг друга, выкрикивая пожелания успеха в регате, а зачастую отпуская в адрес оппонента безобидные шутки или добродушные колкости, было видно, что все здесь друг друга хорошо знают.

Наконец, по радио на 72 канале прозвучала команда пятиминутной готовности для яхт первой группы и на судейском судне подняли соответствующие сигнальные флаги. Мы запустили обратный отсчет на специальных часах и начали движение, стараясь занять наиболее выгодную позицию. Спустя четыре минуты «Айя» повернула на правый галс и легла на «боевой» курс к стартовой линии. Однако, наша яхта, наверное, слишком явно стремилась уйти в отрыв, поэтому пришлось слегка ее сдерживаться, растравив паруса, чтобы предотвратить фальшстарт. Тем не менее, мы стартовали с хорошей скоростью, оставив позади массовку яхт нашего дивизиона. Сразу же прозвучала команда капитана набить шкоты, по которой триммеры подстроили паруса под вымпельный ветер и лодка прибавила ход.

Надо сказать, что яхта «Айя» специально подготовлена для участия в гонках и дооборудована целым набором приспособлений, направленных на достижение победы в состязаниях. В частности, у нее прекрасные гоночные паруса, которые имеют три линии колдунчиков по три штуки в каждом, плюс комплект колдунчиков, нашитых на задней шкаторине. Все они помогают контролировать обтекание парусов ветром и выполнять их тонкую настройку. Дополнительно на вантах обоих бортов закреплено по два колдунчика, которые лучше всяких топовых ветроуказателей показывают, под каким углом ветер дует в паруса. Обратил также внимание и на многие другие факты, подтверждающие хорошую готовность лодки и каждого члена экипажа к регатам.

По прошествии нескольким минут после старта «Айя» вышла в открытое море, слегка увалилась и взяла курс на мыс Херсонес. На начальном участке дистанции ветер был благоприятный – острый бейдевинд правого борта в порывах превышавший 10 узлов. Весь экипаж, свободный от настройки такелажа, уселся на наветренный борт для откренки, свесившись наружу для большего эффекта, и болтал ногами в воздухе.

Поскольку я работал в основном на баке, мне досталось место, находящееся ближе всего к носу яхты. Брызги волн, разбивающихся о скулу лодки, идущей со скоростью более 8 узлов, периодически накрывали мои ноги до колен и даже изрядно подмочили место моего сиденья на палубе. Но все это было чепуха по сравнению с восторгом, который распирал грудь вырвавшегося после долгой зимы на морской простор жителя столицы.

Все вокруг доставляло удовольствие. Приятно было любоваться красивыми пейзажами Крыма, вдыхать свежий морской воздух, общаться с другими членами экипажа. Особенное наслаждение я, как и вся команда, испытывал от наблюдения флота регаты, расположившегося за кормой нашей яхты. Это также способствовало формированию победного настроения экипажа и уже казалось, что первое место нам гарантировано.

Однако скоро стало заметно, что диспозиция начала кардинально меняться. 40-футовая гоночная яхта «Фантастика» после подстройки парусов разогналась, на большой скорости обошла нас по правому борту и ушла в отрыв, заняв позицию на расстоянии около четырех кабельтовых впереди по курсу. Яхта «Орион» из 2 группы шла более острым курсом, но тоже стала набирать ход и пересекла наш траверз с кормы в нос. Яхта «Майями» также начала сокращать дистанцию, чем огорчила не только меня. В ее позиции был единственный фактор, дающий нам слабое утешение, «Майями», как и «Орион», уходила правее все больше отклоняясь от точки поворота.


Регата Морское перо 2017

Яхта «Фантастика»


Регата Морское перо 2017

Яхта «Орион»



А вдали уже был хорошо виден Херсонесский маяк и западный кардинальный знак, который всем лодкам предстояло обогнуть левым бортом. В это время мы заметили, что оторвавшаяся «Фантастика» начала как-то странно маневрировать, меняя галсы, и потеряла скорость. По всей видимости, за мысом менялась ветровая обстановка.

Регата Морское перо 2017

Херсонесский маяк


Регата Морское перо 2017

Экипаж яхты «Айя» настраивает паруса


На подходе к знаку ветер начал «гулять». «Айя», как и все остальные яхты, тоже потеряла ход. Капитан в поисках ветра выполнил несколько маневров, лодка с трудом обогнула знак и наконец-таки повернула на новый курс. Поскольку ветер отошел в сектор полных курсов, капитан дал команду ставить спинакер, что и было выполнено очень быстро и четко.

В последствии, эту операцию, ввиду периодических изменений ветра, команда выполняла неоднократно и всегда она проходила также легко и непринужденно.

После огибания знака расклад сил опять кардинально изменился. Остальные лодки конкурентов в поисках ветра пошли мористее, но его там так и не нашли. Наша же лодка, двигаясь на разумном удалении от берега, ловила порывы дневного бриза и постепенно обеспечивала себе лидирующую позицию.

Ветер, однако, дул еле-еле, постоянно меняя направление. Приходилось непрерывно подстраивать спинакер, ловить каждый порыв и предотвращать заполаскивание передней шкаторины при заходах. Периодически вымпельный ветер доходил до острого бейдевинда, поэтому спинакер-гик зачастую прижимался к форштагу, а иногда мы даже были вынуждены убирать спинакер. Каждая миля давалась с большим трудом. Долгожданный финиш откладывался. Появились опасения, что намеченный на 19 часов банкет будет сорван или во всяком случае перенесен, поскольку никто не хотел сходить с дистанции и заводить двигатель.

«Фантастика» и «Майями», шедшие мористее, были вооружены генакерами, позволяющими идти острее, и они также старались в максимальной степени продвинуться вперед на каждом вздохе ветра. В этом противостоянии выигрывала «Майями». Хотя она и была вдвое короче гоночного болида «Фантастики», но на слабом ветре ее легкий вес обеспечивал преимущество. Тем не менее обе яхты большую часть дистанции продолжали оставаться по корме «Айи» и значительно дальше в море.


Регата Морское перо 2017

Яхты «Майями» и «Фантастика»


Регата Морское перо 2017

Вход в Балаклавскую бухту


К 17 часам, когда до финиша оставались считанные кабельтовы и «Айя» практически вплотную подошла к берегу, чтобы пересечь финишную линию, проходящую между пляжем «Васили» и буем, лодка попала в ветровую тень и только благодаря мастерству капитана и команды смогла финишировать первой. Следующими закончили гонку соответственно «Майями» и «Фантастика».

На борту победившей яхты никто не сдерживал эмоций. Пятичасовая гонка получилась драматичной и интересной. Теперь можно было и на официальный банкет. Мы убрали паруса, завели двигатель, вошли в Балаклаву и ошвартовались на гостевом причале.

Спустя некоторое время в бухту начали входить и швартоваться остальные лодки флота. На пустовавшем до этого причальном фронте не осталось свободных мест. Экипажи, пришвартовав лодки, наводили порядок, а подзагоревшие за время перехода, слегка уставшие, но довольные корреспонденты суетясь с кинокамерами и микрофонами продолжали готовить репортажи.


Регата Морское перо 2017

Участники регаты в Балаклавской бухте


Банкет состоялся согласно плану в яхт-клубе «Царская пристань», куда из Балаклавы были организованно доставлены участники регаты. Автобусы еще продолжали прибывать, а вино Инкерманского завода марочный вин уже помогало неформальному общению, хотя впереди были еще награждение победителей и фуршет.

Первым для награждения был приглашен экипаж яхты «Айя», ставшей лидером в самой скоростной группе. Далее последовательно вручались грамоты и призы всем остальным победителям регаты в своих группах.

Победители регаты «Морское перо»:

1 группа —

1 место Яхта «Айя»

2 место Яхта «Майями»

3 место Яхта «Фантастика»

2 группа —

1 место Яхта «Орион»

2 место Яхта «Фиолент»

3 место Яхта «Леди Роуз»

3 группа —

1 место Яхта «Юнона»

2 место Яхта «Варвара»

3 место Яхта «Аметист»

4 группа —

1 место Яхта «Флиппер»

2 место Катамаран «Бризбен»

3 место Яхта «Виктория»

5 группа —

1 место Яхта «RUS 841»

2 место Яхта «Алга»

3 место Яхта «Натали»

6 группа —

1 место Яхта «Нептун»

2 место Яхта «Вега»

3 место Яхта «Гринн»

7 группа —

1 место Яхта «Елена»

2 место Яхта «Лира»

3 место Яхта «Беркут»


Регата Морское перо 2017

Фото на память с трофеями регаты


На следующий день лодки перегонялись из Балаклавы обратно в Севастополь. На этот раз ветер не проверял наше мастерство, а дул практически с постоянной силой и направлением, поэтому «Айя» летела на протяжении всей дистанции со скоростью 6-8 узлов, доставляя неописуемое удовольствие от плавания. Поскольку экипаж не был занят гонкой, члены постоянной команды яхты во время перехода наперебой рассказывали гостям из Москвы о героической истории Севастополя и Крымского полуострова, демонстрируя достопримечательности на берегу.

В Севастопольскую бухту яхта дошла менее, чем за три часа, и ошвартовалась в месте своего постоянного базирования в Александровской бухте. К сожалению, все мероприятия регаты «Морское перо» завершились. Пришло время нам расставаться с яхтой «Айя» и ее гостеприимной командой, с которой мы очень близко сдружились.

До новых встреч, Севастополь! Мы обязательно вернемся!


Расскажите друзьям о нашем сайте! Спасибо.

Теги: